Чулымский район Чулымский район

Территория Чулымского района в начале ХХ века входила в состав Томской губернии, северная часть относилась к Каинскому уезду (волостным селом долгое время было село Иткульское), южная часть - к Барнаульскому уезду (волостные села - Большая Ужаниха, Суминское). В 5 километрах западнее с. Иткульское находился разъезд Чулымский.

До 1936г. территория нынешнего Чулымского района входила в состав Ужанихинского и Чулымского районов Каргатского уезда Новониколаевской губернии.

После Великой Октябрьской Социалистической революции  Чулым становится важнейшим транспортным центром Западной Сибири с развивающейся промышленностью по переработке сельскохозяйственного сырья. После Великой Отечественной войны Чулым становится промышленным центром района.

В 1947 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Чулым преобразовали в город районного подчинения от 19 августа 1947 года. Так Чулым стал административным центром Чулымского района.

В течение длительного времени станция Чулымская располагалась на стыке Томской и Омской железных дорог, входивших в разные управления. Такое экономико-географическое положение на Сибирской магистрали сделало город крупной распорядительной и технической станцией. На предприятиях и организациях железнодорожного транспорта было занято свыше ¾ всего работающего населения. Все годы железная дорога была градообразующим предприятием.

На территории Чикманского сельсовета расположен объект историко-культурного наследия (памятник истории) «Братская могила партизан-жертв колчаковщины».

На территории г. Чулыма расположен памятник архитектуры регионального значения «Станция насосная с водонапорной башней», ж/д станция Чулым, 1893-1896 гг.(постановление главы администрации НСО от 18.12.00 №1127).